Thursday, September 4, 2008

Бумажка от конфеты: о поощрении технических работников

- В эту бумажку была завернута конфета, которую я сьел год назад. Это была очень вкусная конфета, - сказал синьор Помидор.
- Ах, синьор, вы так добры, - ответила девочка Редиска, - за этот год вы подарили мне уже три бумажки от конфет.
Джанни Родари, Приключения Чипполино

Да-да, как обычно, с персонального блога...

Отгремело годовое ревью, кого-то похвалили, кого-то поругали, народу раздали обертки от конфет, сьеденных в прошедшем году менеджментом, и как обычно, у большинства осталось какое-то невнятное ощущение даже не то чтобы неудовлетворенности, а какой-то непонятности – а что же собственно произошло? И чего ради старался?

Нет, правда. Бонус – это здорово, слов нет, но ни одной реальной проблемы он не решит. Ну, да, может позволит дырку-другую в бюджете на время прикрыть, но и только. Прибавка к зарплате, особенно, когда она нормальная, это еще лучше, поскольку капает регулярно, но в общем тоже «не спасает отца русской демократии».

Повышение по службе в менеджмент не только невероятно сложно, но еще и не интересует большинство умных людей. Повышение по службе без выдвижения в менеджмент, конечно, очень ощутимо приятно как функция тех же денег и звездочек на погонах, но при скорости смены менеджеров на MS вам нужно не только хорошо работать, но и хотя бы два-три хороших менеджера один за другим, чтобы таковое получить. А менеджмент – это очень непросто, так что уж хотя бы один не очень хороший на этом пути обязательно затешется, так что подобные повышения – это скорее вопрос к астрологам, чем к работнику.

Ну, и, конечно, есть «удовлетворение от хорошо сделанной работы», но оно и так имеется, поскольку вы не сволочь какая-то, действительно на совесть работали и знаете об этом, так что процесс ревью тут вроде бы и ни при чем. Вот и получается, год старался, а что получил на ревью – не очень и понятно.

На самом деле, если подумать, то этот вопрос еще более интересен для менеджера, чем для подчиненного. Ради чего стараются ваши люди? Можете ли вы им это дать взамен на их усилия? А если не можете, можете ли дать что-то другое, тоже ценное? Как вы можете поощрить технического работника? Если не понимать ответа на этот вопрос, то с немалой вероятностью вы будете заниматься раздачей пустых фантиков, а перед вами будут потупив глазки делать реверансы, тем не менее отлично понимая, что конфета давно сьедена.

Кстати, я видал менеджеров, которым это очень нравилось. Правда в технических областях вам нужны специалисты, а если вы увлекаетесь раздачей фантиков, то очень быстро окажетесь окруженными лишь специалистами по реверансам. Что может быть и приятно, но не совсем то, что вам нужно. У вас ведь тоже СВОИ менеджеры, и они требуют результатов...

А что же нужно вашим работникам? Тут вы, наверное, ожидаете, что я начну раздавать мудрые советы, однако ситуация куда более сложная. Я сам не знаю. Нет-нет, что нужно людям я знаю. Любой человек в конце концов нуждается в трех вещах - деньгах, стабильности и признании. Я просто не знаю, как это дать. Нет, правда.

С деньгами вообще все ясно - невозможно бесконечно повышать зарплату за одну и ту же работу. Это просто не имеет смысла с точки зрения бизнеса.

Стабильность тоже не та роскошь которую может себе позволить мини-менеджер. Нету у них стабильноти. В большой фирме им не позволяют создавать поистине свои команды ("это что, ЭТОТ будет создавать СВОЮ команду в МОЕЙ организации???!!!"), а стартапы сами нестабильны.

Ну, а признание, конечно, приятно, но потом приходят счета за свет, воду, квартплату или ипотеку, за образование детей, после чего фантик от прошлогодней конфеты начинает восприниматься несколько цинично...

И чего делать бедному менеджеру, чтобы вдохновить своих подчиненных???

No comments: